Чуть больше недели осталось до большого христианского праздника Пасхи. В связи с этим, мне хочется вспомнить великого русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
01 06 1844 — 18 07 1927
Он родился в семье потомственных дворян, получил прекрасное образование, окончив Петербургский университет и Академию художеств. В 1978 году Поленов создает одну из своих самых знаменитых работ – «Московский дворик»
Еще один пейзаж, передающий поэтически-мечтательное настроение, — «Заросший пруд» пишет в 1879 году
А вот одна из более поздних работ художника – «Осень в Абрамцево». 1890
Эти картины знают многие, но мне сегодня хочется рассказать о том, что еще четырнадцатилетним подростком будущий художник загорелся идеей написать Спасителя, совершающего свой земной путь среди людей.
Позднее Поленов, увлеченно занимавшийся преподаванием живописи и уже известный своими пейзажами, которые оценили критики и полюбили зрители, самым главным делом своей жизни считал создание цикла картин на христианские сюжеты. Он писал: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь пропитано все учение Христа. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий…» И Поленов показывает Спасителя, прежде всего, Человеком.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888.
По усеянному камнями берегу задумчиво идет Спаситель. Ясное голубое небо и спокойная гладь бирюзового озера передают атмосферу безмятежности и умиротворения в мире, где еще жив Бог.
Христос. 1887
Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
На картине изображен момент, когда к Спасителю, беседующему с учениками возле ступенек Храма, фарисеи подвели блудницу. Одна из заповедей Моисея гласит, что уличенных в прелюбодеянии женщин надо побить камнями. Фарисеи призвали известного своим человеколюбием Иисуса выполнить этот наказ. Однако Христос в ответ лишь произнес: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень» И после этого разгоряченные гневом люди, разошлись по своим делам, оставив женщину в покое.
Мечты. 1894
Поленов считал, что искусство должно давать людям надежду и радость, иначе в нем нет никакого смысла. Движение души человека к Богу возможно лишь только посредством любви к ближнему своему.