Прочитала новый роман Ольги Славниковой (лауреата премии «Русский букер» 2012) —  «Легкая голова»

Ольга Славникова

Ольга Александровна  Славникова — русский писатель,  обладатель многих премий , в том числе «Русский букер» 2006 г., 2012 г.

23 октября 1957 года

 Я читала ее произведения «2017» и «Конец  Монплезира» (и уже писала об этом). Но читая ее новый роман, почти до половины книги у меня шло отторжение карикатурности происходящего, бытовухи, всех этих надоевших социальных прогнозистов. Первое, что зацепило – это отношение главного героя с матерью (их телефонные звонки), а затем обострение сюжета, появление фантомного образа деда Валеры и его жены и, наконец, рождение любви, которая правит миром, и печальный конец безысходности происходящего заставило меня читать роман, не отрываясь.

Самое главное, что ценю в прозе этого автора – это метафоры, необычные ассоциации и сравнения. В романе «Легкая голова» они окрашивают чаще негативные стороны нашей жизни (что значительно сложнее, чем воспевать прекрасное), и удивляешься остроте взгляда и  много емкости мысли писателя.

Например:

«… портфель, который как блохастый пес, жил теперь в прихожей, был прислонен в сутулой позе пьяного к стене…

… Багаж памяти подобен багажу беженца, точно человек за жизнь много раз спасется, эмигрирует, бросает нажитое, прихватывая в спешке только то, что в руку попадается…

… сеялся мелкий, будто железные опилки, противный снежок, припаркованные автомобили во дворе покрылись коркой, на обледенелой ветке хохлился, словно детская рука в варежке, сжатая в кулачок, промерзший воробей»

 

А это сама Ольга Славникова  о своем творчестве и о роман «Легкая голова» в одном из интервью:

«Стиль моей прозы действительно, скажем так, индивидуален: на меня девятым валом несется цветная, искристая, жаркая масса живого мира, которую надо укротить и превратить в текст. После, когда текст уже готов, метафоры прореживаются до правильного порога читательского восприятия»

«…роман получился о свободе. О новом свободном человеке, ставящем главной ценностью мира – себя самого. Не уступающем ни пяди себя никому, включая государство, навалившееся на рядового клерка всей своей тяжеленной машиной. А хочет герой всего лишь хорошо жить, быть при деньгах, развести на бабки хоть бы и ФСБ – ночной кошмар наших дедов и отцов. Не нравится? А не за это ли право боролись в перестройку, рушили совок? Потом, когда герой захочет иного, он вдруг окажется страшно уязвим»