Из серии: «книги с помойки» — в библиотеке на развалах подобрала повесть Н.В. Гоголя «Портрет»

Кто сталкивался со стариком – ростовщиком, или с его портретом, продаваемым от одного владельца к другому, всех охватывали низменные чувства: зависть к талантливым, раздражение и ненависть даже к близким, жадность, и результат – крушение жизней. Кроме этой мистической истории, в повести изложен взгляд Гоголя на искусство.

Эта тема и сегодня  — злободневна. И сейчас кто-то знаменит; чьи-то картины покупают, кому-то присваивается звание «Народный художник», а кто-то не менее талантливый остается в тени. Кто-то пишет на потребу зрителю (резкость мазка, фактурность, яркость красок…), а кто-то хочет в своей картине передать хрупкость окружающего нас мира, поймать в изображаемом человеке его главную суть и ценит свое вдохновение больше всего на свете.

В образе старика — ростовщика  Гоголь представил извечного искусителя рода человеческого демона.  Демон одних толкает к гордыне, других – к пошлости. И талант, дарованный Богом, закапывается в землю. Не заслуженные слава и деньги развращают, отбирают радость жизни, да и саму жизнь.

Образ демона

Александр Пушкин
ДЕМОН

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия —

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, —

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, —

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел —

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

 

Из поэмы Михаила Лермонтова «Демон»:

 

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед  за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

Вот наставления сыну-художнику от отца иконописца  из повести «Портрет» Н.В. Гоголя:

«Доныне я не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было точно какое-то дьявольское явление. Я знаю, свет отвергает существованье дьявола, и потому не буду говорить о нем. Но скажу только, что я с отвращением писал его, я не чувствовал в то время никакой любви к своей работе. Насильно хотел покорить себя и бездушно, заглушив всё, быть верным природе. Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем. Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам и рассевает томительные впечатленья, зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья. Да хранит тебя всевышний от сих страстей! Нет их страшнее. Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.