Прочитала поэму Максима Горького «Человек»

Поэма Максима Горького Человек

«… В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого  и  от

них на сердце веет холодом, когда  мысль,  как  бесстрастное  солнце  осени,

освещает  грозный  хаос  настоящего  и  зловеще  кружится  над  хаосом  дня,

бессильная подняться выше, лететь вперед, — в тяжелые часы усталости духа  я вызываю пред собой величественный образ Человека»

Какая глубина мысли, образность сравнений, сжатость выражений!

«… И как планеты окружают солнце, — так Человека тесно  окружают  созданья

его творческого духа: его  —  всегда  голодная  —  Любовь;  вдали,  за  ним,

прихрамывает  Дружба;  пред  ним  идет  усталая  Надежда;   вот   Ненависть,

охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит  темными

очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья…

Он знает всех в своей печальной свите — уродливы,  несовершенны,  слабы

созданья его творческого духа!»

Почитайте пожалуйста, не пожалеете, так как сказать лучше, чем Горький у меня не получается.

А я сегодня увидела его еще одну уникальную статью, посвященную С.А. Толстой. Хотя Горький очень не любил Софью Андреевну, да и она его не жаловала, но прочитав книжку «Уход Толстого», сочиненную господином Чертковым, он пишет статью в защиту этой женщины.

«Софья Андреевна рассматривает большинство людей, окружавших его велико мученого мужа, как мух, комаров и вообще – паразитов… Благодаря ей Лев Толстой не испытал многих ударов ослиных копыт, много грязи и бешеной слюны не коснулось его».

Горький, как современник Толстого приводит много фактов, как Софья Андреевна «носилась с утра до вечера по имению, нервно оскалив зубы, зорко прищурив глаза», все успевая, и сохраняла покой своего такого непростого мужа.

Читая эту статью я ощутила атмосферу того времени и той трагедии, «как великий художник дошел до отрицания искусства, неоспоримо основного стержня его души. Искусство — самое прекрасное из всего, достигнутого человеком – есть грех». Статья явилась большим и ярким дополнением (для меня) к книге П. Басинского «Лев Толстой – Бегство из рая».