Прочитала поэму Максима Горького «Человек»
«… В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от
них на сердце веет холодом, когда мысль, как бесстрастное солнце осени,
освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня,
бессильная подняться выше, лететь вперед, — в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека»
Какая глубина мысли, образность сравнений, сжатость выражений!
«… И как планеты окружают солнце, — так Человека тесно окружают созданья
его творческого духа: его — всегда голодная — Любовь; вдали, за ним,
прихрамывает Дружба; пред ним идет усталая Надежда; вот Ненависть,
охваченная Гневом, звенит оковами терпенья на руках, а Вера смотрит темными
очами в его мятежное лицо и ждет его в свои спокойные объятья…
Он знает всех в своей печальной свите — уродливы, несовершенны, слабы
созданья его творческого духа!»
Почитайте пожалуйста, не пожалеете, так как сказать лучше, чем Горький у меня не получается.
А я сегодня увидела его еще одну уникальную статью, посвященную С.А. Толстой. Хотя Горький очень не любил Софью Андреевну, да и она его не жаловала, но прочитав книжку «Уход Толстого», сочиненную господином Чертковым, он пишет статью в защиту этой женщины.
«Софья Андреевна рассматривает большинство людей, окружавших его велико мученого мужа, как мух, комаров и вообще – паразитов… Благодаря ей Лев Толстой не испытал многих ударов ослиных копыт, много грязи и бешеной слюны не коснулось его».
Горький, как современник Толстого приводит много фактов, как Софья Андреевна «носилась с утра до вечера по имению, нервно оскалив зубы, зорко прищурив глаза», все успевая, и сохраняла покой своего такого непростого мужа.
Читая эту статью я ощутила атмосферу того времени и той трагедии, «как великий художник дошел до отрицания искусства, неоспоримо основного стержня его души. Искусство — самое прекрасное из всего, достигнутого человеком – есть грех». Статья явилась большим и ярким дополнением (для меня) к книге П. Басинского «Лев Толстой – Бегство из рая».