В последнюю неделю на экране моей жизни несколько раз высветился образ Николая Робертовича Эрдмана  — воспоминания из прошлого века.

Эрдман Николай Робертович — русский советский драматург, поэт, киносценарист. Лауреат Сталинской премии второй степени 1953 года.

16 11 1900 — 10 08 1970

Я тоже жила в то время. Но как-то не слышала об этом удивительном человеке, разве только смотрела вместе с детьми мультик по его сценарию «Лягушка-путешественница». Услышав об Эрдмане, почитав о нем, его письма  из ссылки, я поразилась его мироощущению, его ироничному отношению к происходящему, смиренному  и спокойному принятию событий, его интеллигентности и, конечно, его юмору, сквозившему из всех его фраз.  «Тамарочка, отодвинь занавесочку, посмотри, не кончилась ли советская власть?… Нет? Ну, закрой – посмотрим завтра»

Николай Робертович Эрдман оставил две блистательные сатирические пьесы — «Мандат» и «Самоубийца». Он же написал сценарий знаменитого фильма «Веселые ребята». Когда пьесы сняли с репертуара, Эрдман понял, что ему грозит, и, как говорится, ушел в тень. Теперь его две великие комедии ставят опять.

Кроме пьес Эрдман писал стихи и басни

Сотрудничество Эрдмана и Масса началось в 1920-е годы. Вместе они сочиняли пародии, басни, интермедии, обозрения для Ленинградского Мюзик-холла, для Леонида Утёсова с его знаменитым джазом. В 1933 году во время съёмок «Веселых ребят» оба автора были арестованы и сосланы на три года, а по отбытии ссылки ещё десять лет без права проживания в Москве и в других крупных городах. Поводом послужили басни, слишком смелые для того времени.

 

ПОЭТ.

Один поэт, свой путь осмыслить силясь,

Хоть он и не был Пушкину сродни,

Спросил: «Куда вы удалились,

Весны моей златые дни?»

 

Златые дни ответствовали так:

— Мы не могли не удалиться,

Раз здесь у вас такой бардак

И вообще, черт знает что творится!

 

Златые дни в отсталости своей

Не понимали наших дней.

………………………………………………..

Слон и моська

 

Все, все меняется: законы, нравы, стили…

Случилось так, что где-то как-то раз,

По улицам слона водили,

Возможно, что и напоказ.

Вдруг Моська, увидав слона,

Подобострастия полна,

Расшаркалась пред ним почтительно и мило.

Потом,

Виляя весело хвостом,

Всех растолкав,

Перед слоном

На задних лапах заходила.

«Имей же стыд, —

Ей Шавка говорит, —

Так мерзко унижать себя нельзя же,

Ведь слон тебя не замечает даже».

«Отстань, — ответствовала та, —

Не понимаешь ты, как видно, ни черта

Ни в психологии скотов, ни в нашей жизни сучьей.

Я подхалимствую пред ним на всякий случай.

Плодов, что нам приносит лесть,

Нельзя заранее учесть,

Но это важный двигатель карьеры…»

Да, больше в наши времена

Не лает Моська на слона.

Совсем теперь не те у ней манеры.

…………………………………………………

 

Мы обновляем быт

И все его детали…

 

Рояль был весь раскрыт

И струны в нем дрожали.

 

— Чего дрожите вы? — спросили у страдальцев

Игравшие сонату десять пальцев.

 

— Нам нестерпим такой режим —

Вы бьете нас — и мы дрожим!..

 

Но им ответствовали руки,

Ударивши по клавишам опять:

— Когда вас бьют, вы издаете звуки,

А если вас не бить, вы будете молчать.

 

Смысл этой краткой басни ясен:

Когда б не били нас,

мы б не писали басен.

………………………………………………..

 

Человек с глазами грустного мудрого ребенка, удлиненным тонким лицом интеллигента и трагической личной судьбой в молодости писал стихи, которые почти не сохранились. Вот одно из них:

Вечер насел петухом и скомкал

Наседку зари, потерявшую перья.

Языком отопру, как фомкой,

Ваших глаз золотые двери я.

И пока не набухнут розовым

Звезд распушённые вербы,

He устану соленые слезы Вам

Ведрами губ вычерпывать.

1920

«Эрдман писал талантливо, гениально и потрясающе. Шил костюмы только у хороших портных, любил только балерин», — Вениамин Смехов

 

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, снова, слова, слова*.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданиями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

— Вот счастье! вот права…

А. Пушкин

 

«Это смысл жизни  Николая Эрдмана», — Вениамин Смехов