Купила чудесную книгу «Все о японской гравюре» издательства «BESTIARY», Вильнюс,2012.

Выставку настоящей японской гравюры видела только однажды, поэтому с удовольствием познакомилась с древним видом искусства, прочтя эту книгу. Книга прекрасно иллюстрирована.

 

Процесс создания гравюры выглядел следующим образом. Художник делал контурный рисунок тушью на тонкой прозрачной бумаге. Гравер наклеивал слегка увлажненный рисунок лицевой стороной на доску продольного распила. Для этого обычно использовалась древесина вишни, груши, японского самшита.

Затем гравер резал по рисунку доску для контурного отпечатка – «ключевую доску». Когда была готова «ключевая доска», печатник делал пробные оттиски и посылал их художнику, который приблизительно намечал раскраску. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска.

Когда все доски были готовы, работа переходила  в руки печатника. Его работа не была механической – следуя общим указаниям художника, он сам подбирал тона, регулировал интенсивность цвета, так что от его художественного видения, в конечном счете, зависела точность воплощения авторского замысла.

Каждую гравюру сопровождают иероглифические надписи – пояснения сюжетов, стихи, подписи создателей гравюры и печати.

 

Это немного о гравюре. А теперь о художнике Хокусае. Кацусика Хокусай был первым из художников японской гравюры, сделавшим пейзаж самостоятельным жанром. Он открывает красоту обыденного. В его творчестве сказываются черты прстонародного юмора, порой сарказма. Есть в его работах и драматическое соотношение напряженной, а иногда суетливой деятельности людей и величия природы.

В 1820-е годы Хокусай создал свои наиболее знаменитые пейзажные работы «36 видов горы Фудзи».  Листы этой серии являются настоящим шедевром Хокусая.  В издании, которое я приобрела, представлены все гравюры, иллюстрации отличного качества.

Приведу несколько:

«В морских волнах у Канагава»

images (56)

 

«Победный ветер. Ясный день»

На рассвете, когда ночь отступает, гора Фудзи окрашивается солнцем в ярко-красный цвет, провозглашая наступление нового дня. Это явление природы, называемое в Японии «Красная Фудзи», можно увидеть только летом и осенью.

images (57)

 

«Река Тама в Бусю»

Есть легенда о реке: «Вода этой реки образует кристаллы, похожие на бусинки, которые валяются в беспорядке вдоль берега»

images (59)

 

«Местность Умедзава в Сосю»

.images (60)

 

 

В 1834 – 1835 были изданы три альбома «100 видов Фудзи». В отличие от «36 видов Фудзи», где Хокусай использует яркие насыщенные тона, «100 видов Фудзи» — монохромен, напечатан лишь в две краски: черную и серую. Точное соотношение белого и серого создает впечатление прозрачности и глубины. На смену эпическому величию, торжественности природы приходит эмоциональность и лиричность.

 

«Гора Фудзи в дымке и тумане»

images (62)

 

«Праздник Цветения»

images (65)

«Фудзи в горах. Храм Тайсекидзи»

images (61)

В статье  использованы данные издания «Все о японской гравюре» (составитель А.А. Иванова)