Сегодня спешу поделиться с вами впечатлением от романа А. Иличевского «Перс» (литературная премия Русский Букер-2007, Большая книга-2010).

Этот писатель меня привлекает красивым и образным языком, где слова нанизываются как кружево-петелька за петелькой (за это же люблю Набокова и Бунина). Читать книгу интересно, сюжет загадочен, информации много, но более всего затронул мистический образ Велимира Хлебникова. Этот образ  и придает роману какую-то недосказанность, как хорошему стихотворению или удавшейся акварели. Сам  Иличевский пишет: «…Любое подлинное стихотворение обладает не окончательным смыслом. Хорошее стихотворение не возможно понять однозначно. Оно должно обладать сознанием, вызывать понимание, питаемое аурой тайны.»

Именно Хлебников придает роману эту тайну. Талантливый поэт – футурист, вечный скиталец, редкостный бессребренник, дервиш, йог, марсианин. Он был наделен острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чютьем к слову.

Немного  В. Хлебникова:

…….Там камень красный подымался в небо

На полверсты прямою высотой, кем-то читаемой доныне книгой,

Но я чтеца на небе не заметил,

Хотя казалось, был он где-то около,

Быть может, он чалмой дождя завернут был.

Служебным долгом внизу река шумела,

И оттеняли высоту деревья-одиночки.

А каменные ведомости последней тьмы тех лет

Красны, не скомканы стояли.

Окаменелых новостей висели правильно строки……….

 

Иличевский Перс

Мне многоль надо? Коврига хлеба

И капля молока.

Да это небо

Да эти облака.

 

Сегодня снова я пойду

Туда на жизнь, на торг, на рынок

И войско песен поведу

С прибоем рынка в поединок.