Сегодня спешу поделиться с вами впечатлением от романа А. Иличевского «Перс» (литературная премия Русский Букер-2007, Большая книга-2010).
Этот писатель меня привлекает красивым и образным языком, где слова нанизываются как кружево-петелька за петелькой (за это же люблю Набокова и Бунина). Читать книгу интересно, сюжет загадочен, информации много, но более всего затронул мистический образ Велимира Хлебникова. Этот образ и придает роману какую-то недосказанность, как хорошему стихотворению или удавшейся акварели. Сам Иличевский пишет: «…Любое подлинное стихотворение обладает не окончательным смыслом. Хорошее стихотворение не возможно понять однозначно. Оно должно обладать сознанием, вызывать понимание, питаемое аурой тайны.»
Именно Хлебников придает роману эту тайну. Талантливый поэт – футурист, вечный скиталец, редкостный бессребренник, дервиш, йог, марсианин. Он был наделен острым чувством природы, свежестью восприятия, особым чютьем к слову.
Немного В. Хлебникова:
…….Там камень красный подымался в небо
На полверсты прямою высотой, кем-то читаемой доныне книгой,
Но я чтеца на небе не заметил,
Хотя казалось, был он где-то около,
Быть может, он чалмой дождя завернут был.
Служебным долгом внизу река шумела,
И оттеняли высоту деревья-одиночки.
А каменные ведомости последней тьмы тех лет
Красны, не скомканы стояли.
Окаменелых новостей висели правильно строки……….
Мне многоль надо? Коврига хлеба
И капля молока.
Да это небо
Да эти облака.
Сегодня снова я пойду
Туда на жизнь, на торг, на рынок
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.