Сегодня день рождения моего любимого поэта и человека — Максимилиана Волошина (точнее 137 лет со дня рождения)

Стихотворение Максимилиана Волошина Материнство

МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОЛОШИН — русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик

28 05 1877 — 11 08 1932

И хочется вспомнить о нем и его отношениях с матерью (Кириенко-Волошина Елена Оттобальдовна, 1850 -1923), отношениях  очень даже непростых. Уже  помещала стихи поэта о Коктебеле, о терроре, о гражданской  войне, сегодня — о личном.

Стихотворение Максимилиана Волошина Материнство

М. Волошин с матерью.

Из письма М. Волошина к А. Петровой от 16 августа 1915г: «Мама, читая мои стихи, говорит: почему же это меня не трогает. Я хочу, чтобы ты меня зажег, потряс. Но я ведь именно не хочу ни тронуть, ни зажечь. Я обращаюсь к пониманию, а не к чувству. Я нарочно ставлю грань между мной и читателем, чтобы оставить ему свободу, чтобы он не мог согласиться со мной, но чтобы нечто от моего осталось, дало бы в нем уже собственный его росток…» Далее читайте волошинское стихотворение:

МАТЕРИНСТВО

 

Мрак… Матерь… Смерть… созвучное единство…

Здесь рокот внутренних пещер,

там свист серпа в разрывах материнства:

из мрака — смерч, гуденье дремных сфер.

Из всех узлов и вязей жизни — узел

сыновности и материнства — он

теснее всех и туже напряжен:

дверь к бытию водитель жизни сузил.

Я узами твоих кровей томим,

а ты, о мать,- найду ль для чувства слово?

Ты каждый день меня рождаешь снова

и мучима рождением моим.

Кто нас связал и бросил в мир слепыми?

Какие судьбы нами расплелись?

Как неотступно требуешь ты: «Имя

свое скажи мне! кто ты? назовись».

Не помню имени… но знай: не весь я

рожден тобой, и есть иная часть,

и судеб золотые равновесья

блюдет вершительная власть.

Свобода и любовь в душе неразделимы,

но нет любви, не налагавшей уз…

Тягло земли — двух смертных тел союз…

Как вихри мы сквозь вечности гонимы.

Кто возлюбил другого для себя,

плоть возжелав для плоти без возврата,

тому в свершении расплата:

чрез нас родятся те, кого, любя,

связали мы желаньем неотступным.

Двойным огнем ты очищалась, мать,-

свершая все, что смела пожелать,

ты вознесла в слиянье целокупном

в себе самой возлюбленную плоть…

Но как прилив сменяется отливом,

так с этих пор твой каждый день господь

отметил огненным разрывом.

Дитя растет, и в нем растет иной,

не женщиной рожденный, непокорный,

но связанный твоей тоской упорной —

твоею вязью родовой.

Я знаю, мать, твой каждый час — утрата.

Как ты во мне, так я в тебе распят.

И нет любви твоей награды и возврата,

затем, что в ней самой — награда и возврат!

5 июля 1917 года

 

И еще о его детище — о Коктебеле, и о Волошине — искусствоведе

В письме к Л. Каменеву в ноябре 1923 г., обращаясь за содействием своему начинанию, Волошин объяснял: «Сюда из года в год приезжали ко мне поэты и художники, что создало из Коктебеля […] своего рода литературно-художественный центр. При жизни моей матери дом был приспособлен для отдачи летом в наем, а после ее смерти я превратил его в бесплатный дом для писателей, художников, ученых. […] Двери открыты всем, даже приходящему с улицы».

Здесь все были равны и единственное, что требовалось от каждого, — «радостное приятие жизни, любовь к людям и внесение своей доли интеллектуальной жизни»

В 1923 г, через дом прошло 60 человек, в 1924-м — триста, в 1925 — четыреста…

Деятельность Максимилиана Волошина-искусствоведа после революции прекратилась, однако он успел опубликовать 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 — о французском. Сохраняет значение его первая монографическая работа о Сурикове. Осталась незавершенной книга «Дух готики», над которой Волошин работал в 1912-1913.

 

С днем рождения, мужественный поэт и гражданин!