В Москве в Третьяковской галерее 24 марта 2016 года открылась выставка картин Гелия Коржева
Автопортрет. 1948.
07 07 1925 — 27 08 2012
Гелий Михайлович Коржев — советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Первый секретарь Союза художников РСФСР в 1968—1975 гг. Академик АХ СССР. Народный художник СССР
Несмотря на все регалии большого человека и художника, у Коржева не было ни одной персональной выставки. И в больших музеях СССР было мало картин этого недооцененного, непонятого, очень самобытного художника: в Русском музее — восемь, а в Третьяковской галерее одна – «Художник».
Художник.1961.
Как то так получилось, что большая часть наследия художника находится за рубежом в США.
Сейчас на выставке среди 120 живописных работ и 30 листов графики — работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Института русского реалистического искусства и собрания Рэймонда Джонсона (США), собрания семьи художника и Фонда наследия Гелия Коржева.
С момента открытия выставки на канале Культура прошло несколько передач о Коржеве и о его выставке в Третьяковке. А 7 апреля был показан документальный фильм «Гелий Коржев. Возвращение»
«Сущность реализма есть скрытая от всех ежедневная борьба с ложью» — это фразу итальянского сценариста Чезаре Дзаваттини Коржев сделал девизом своего творчества.
Внутренняя свобода, которой Коржев очень дорожил, помогла художнику увидеть ту страшную правду, те горькие истины своего времени и передать ощущение драмы зрителю. Он всегда писал только то, что хотел. Работал он циклами.
Триптих Коммунисты ( две картины я помню из советских времен)
Поднимающий знамя. 1960
Влюбленные.
Цикл опаленные огнем войны.
Следы войны. 1965.
Облака. 1985.
Мать.1967.
Над циклом Дон-Кихот Гелий работал 10 лет. Образ Дон-Кихота списан с отца художника.
Дон-Кихот и мельница.1999
В 80-е годы в картинах Коржева пронзительно звучит тема бесконечного пьянства : боль за русскую телесность, которая сама себя обрекает на уничтожение,позднее — картины на религиозную и вселенскую тему
Искушение.1985-1990.
Лишенные рая.1998
Беседа
«Жизнь вне искусства, вне живописи для меня попросту утрачивает всякий смысл. А в творчестве я более всего дорожу свободой. Свобода — писать то, что я хочу и так, как чувствую и могу»