Третий раз принимаюсь читать Платонова, спустя 20 лет. Перечитала: «Сокровенный человек», «Река Потудань», «На заре туманной юности», «Возвращение» и мое сердце дрогнуло от осознания непостижимости человеческой жизни. Именно из-за необычности и простоты языка мысль, преподнесенная автором, ударяет, как молния (чтобы хоть немного понять Платонова надо было дожить до старости). Я вдруг поняла, что автор стыдится слов цветистых, не наполненных смыслом. Платоновская проза кажется похожей на письма от руки самым близким.
Вот отрывок из письма Платонова своей жене:
«…Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишив юности. До революции я был мальчиком, а после нее уже некогда быть юношей, некогда расти, надо сразу нахмуриться и биться… Не доучившись в технической школе, я спешно был посажен на паровоз помогать машинисту. Фраза о том, что революция — паровоз истории, превратилась во мне в странное и хорошее чувство: вспоминая ее, я очень усердно работал на паровозе. Были во мне тогда и другие такие же слова (из детского чтения):
В селе за рекою
Потух огонек…
Эти стихи, Мария, сразу объяснили мне уют, скромность и теплоту моей родины – и от них я больше любил уже любимое»
«Сокровенный человек»
«… Пухов всегда удивлялся пространству. Оно его успокаивало в страдании и увеличивало радость, если ее имелось немного.
Назначенный в экстренную поездку, инженер не мог пойти в Ревтрибунал, но помнил об этом. Поэтому ему не пилось и не елось. Но страха он тоже не имел, терзаясь сплошным равнодушием; равнодушие он чувствовал, может быть страшнее боязливости – оно выпаривает из человека душу, как воду медленный огонь, и когда очнешься – останется от сердца сухое место; тогда человека хоть ежедневно к стенке ставь – он покурить не попросит: последнее удовольствие казнимого»
«Река Потудань»
«…бессмысленность жизни, так же как голод и нужда, слишком измучили человеческое сердце, и надо было понять, что же есть существование людей, это – серьезно или нарочно?
Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему. Однако Никита не узнал от своей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно, — он почувствовал лишь, что сердце его теперь господствует во всем его теле и делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением».
Недавно в Воронеже прошел второй Платоновский фестиваль, где прошли целых три постановки по рассказу Платонова «Река Потудань» — киевского, питерского и местного театров. Резо Габриадзе – руководитель тбилисского театра марионеток сказал: «Андрей Платонов – одна из величайших данностей двадцатого века Его еще открывать и открывать, в нем огромная глубина. Он мощный…аэрокосмический. Читаешь – и страшновато жить становиться. Но так уж мир устроен».
Выйдем с последней звездою
Дедову правду искать…
Уходят века чередою,
А нам и травы не понять.
Андрей Плаонов (1899 -1951)