Сегодня день памяти Паолы Волковой (уже три года, как ее нет с нами)
Паола Дмитриевна Волкова — искусствовед и просветитель.
27 07 1930 — 15 03 2013
Недавно купила пятую книгу П. Волковой «Мост через бездну». Я уже писала, что Паола позволяет увидеть произведение мировой живописи с неожиданной точки зрения, удивительно соединяя время, философию, поэзию и живопись. Сегодня, читая ее статью «Ангел Рафаэля», я встретилась с дорогими для меня Душами: Паолой Волковой, Рафаэлем, Александром Сергеевичем Пушкиным и Беллой Ахмадулиной.
«О знаменитом урбинце Рафаэле Санти (1483 -1520) очень трудно говорить: мы можем только с различными комментариями повторять эти строки Пушкина ( так начинает свое повествование о Рафаэле Паола Волкова):
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!…
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество
(А.С. Пушкин. «Ее глаза», 1828.)
Имя Рафаэля окружено ореолом восхищения и поклонения…
Замечательная поэтесса Белла Ахмадулина создала в своем знаменитом стихотворении «День-Рафаэль» удивительно нежный, трепетный и чистый образ:
Белла Ахмадулина «День-Рафаэль»
Чабуа Амирэджиби
Пришелец День, не стой на розовом холме!
Не дай, чтобы заря твоим чертам грубила.
Зачем ты снизошел к оврагам и ко мне?
Я узнаю тебя. Ты родом из Урбино.
День-Божество, ступай в Италию свою.
У нас еще зима. У нас народ балует.
Завистник и горбун, я на тебя смотрю,
и край твоих одежд мой тайный гнев целует.
Ах, мало оспы щек и гнилости в груди,
еще и кисть глупа и краски непослушны.
День-Совершенство, сгинь! Прочь от греха уйди!
Здесь за корсаж ножи всегда кладут пастушки.
Но ласково глядел Богоподобный День.
И брату брат сказал: «Брат досточтимый, здравствуй!»
Престольный праздник трех окрестных деревень
впервые за века не завершился дракой.
Неузнанным ушел День-Свет, День-Рафаэль.
Но мертвый дуб расцвел средь ровныя долины.
И благостный закат над нами розовел,
и странники всю ночь крестились на руины.
1982
Итальянского живописца Рафаэля Санти называют «певцом мадонн»… Великий гений Возрождения создает пленительные женские образы. …
Картина, о которой пойдет речь, — «Мадонна делла Седия (или «Мадонна в кресле») написана в 1514 году
Перед нами: Дева Мария, сидящая в кресле, держит Младенца, а рядом – маленький Иоанн Креститель… Мы видим Мадонну — как она прижимает к себе своего Младенца: не нежно, а с каким-то неистовством, словно охраняет его от чего-то. Младенец прижался к своей Матери… И рядом изображение Иоанна Крестителя: напряженный взгляд, руки сложенные в молитвенном жесте, придерживают крест.Иоанн Креститель очень внимательно, с каким-то внутренним напряжением, смотрит на Богоматерь и Иисуса…
Если мы посмотрим на графику спиралеобразной композиции, то увидим, что это спираль в три с половиной оборота. … А это знак вселенский, знак космический, знак построения вселенной?! Что это, случайность или Рафаэлю это было ведомо? Рафаэлю это было ведомо…»
Этим я вас пытаюсь заинтересовать и непременно отослать к книгам Паолы Волковой – почитайте, побудьте в этой замечательной компании – насладитесь!