На Новый год я получила в подарок книгу «Иллюстрированная Библия.  Ветхий завет. Новый Завет» (составитель Серова И.Ю.)  Присела с книгой в кресло и до трех часов ночи читала притчи, рассматривала репродукции с картин великих художников, удивляясь мудрости Божественных писаний и величию и яркости полотен, созданных много веков назад

«Эта книга — путеводитель по Ветхому и Новому Заветам, азбука Священной истории. Доступное изложение и краткие пояснения к каждому сюжету обнажают сокровенный смысл великих событий, навсегда оставшихся в мировой истории. В альбоме представлены репродукции шедевров лучших художников мира на сюжеты Священного Писания. Эти картины во все времена несли свет Божественной истины, с особой эмоциональной силой доносили до людей священный смысл Книги книг — Библии, помогали установить диалог человека с Богом, разъясняли Слово Божие, заставляли каяться, молиться и верить, но не оставляли равнодушными сердца людей…»

Жан Фуке ( 1420-1477)

Строительство Иерусалимского храма.

Леонардо да Винчи

Благовещение.

Конрад фон Зост (1370-1422)

Рождество.

Питер  Брейгель Старший (1528- 1569)

Слепые

Рембрант  Харменс ван Рейн (1606-1669)

Возвращение блудного сына.

«В этом альбоме — некий магнетизм, его хочется рассматривать, медленно и вдумчиво переворачивая страницы. С ним забываешь о компьютере. Потому что, как ни безбрежны пространства Интернета, где сегодня можно найти любую репродукцию, им не под силу заменить это особое осязание книжной страницы, это очарование чистотой красок Леонардо да Винчи, Рубенса, Веласкеса, Тициана, Эль Греко, Рафаэля, Боттичелли, Делакруа, Пуссена, Дюрера, Гирландайо…»

 А на следующий день прочитала на странице художника Андрея Федорова из Плеса (VK)   о великих мастерах прошлого – созвучное моему ночному настроению:

«…Мастер творил свою Вселенную. Человечеству свойственна забывчивость, этакий Альцгеймер планетарного масштаба. Спустя 500 лет все будут рукоплескать яркости и сочности живописи импрессионистов и других фовистов. И мало кому придет в голову зайти в собор в Генте и остолбенеть от яркости и сочности красок Яна и Губерта ван Эйков… А жили они в чудовищное время. По улицам их городов шлялись испанцы, инквизиция выискивала еретиков, муниципалы — воров. И тех и других в качестве поучения публично и на редкость зверски казнили принародно по выходным дням. Такое привычное зрелище. Гигиена была не то, чтобы наукой, ее вообще не было. Помои струились по канавам вдоль стен домов, разного рода инфекции выкашивали порой до 90 процентов населения. Вши были так же привычны, как сейчас блохи у котов и собак. Но было нечто большее, что диктовало мастерам такое чувство гармонии мира, которое нам, увы, и не снится… У них был свой неписанный закон мироустройства в красках. Так черный не мог быть чернее августовской ночи, красный — краснее свежепролитой крови. Желтый — желтее речного песка, а белый — белее топленого молока. При этом в сюжете Рождества они писали своих сограждан, свой голландский пейзаж на фоне, корабли гёзов, ланскнехтов с копьями и в плащах с гербами своих господ… И как-то даже инквизиторы не называли это ересью и не сжигали художников на кострах. А что у них за коммуникации были? Как же они обходились без интернета и АйФона, «Трансаэро» и РЖД? При этом осведомленность о том, что творит Леонардо в Турине или Рублев во Владимире была потрясающей. Да и по пленерам они шлялись по всей Европе. Опять же визы своего времени получали. Хотя время было суровое, и ни один не мог позволить себе выйти из дома без кинжала… А мы как же? Да никак. Порох подмочили, ремесло сдали в архив и думаем все больше о бренном. Забыли как-то о гармонии Вселенной..»

 

С новым годом и Рождеством, дорогие соплеменники!Здоровья всем! Радости и исполнения ваших желаний!

 

Но за ежедневной суетой не забывайте, пожалуйста, о вечном и главном — о своих отношениях с Богом.