При всей моей любви к поэзии, с Давидом Самойловым познакомилась поздно, наверное, после его смерти, благодаря  книге Михаила Козакова «Актерская книга» из серии «Мой 20 век»

 

Давид Самойлов

Что полуправда?  —  Ложь!

Но ты не путай

Часть правды с ложью.

Ибо эта часть

Нам всем в потемках не дает пропасть –

Она ночной фонарик не задутый.

Полухарактер  — ложный поводырь,

Он до конца ведет другой дорогой.

Характер скажет так с мученьем и тревогой –

«Я дальше не иду! Перед тобою ширь,

И сам по ней ступай. Нужна отвага

Чтобы дойти до блага. Но смотри:

За правды часть и за частицу блага

Не осуди, а возблагодари!»

Ах, грань тонка. На том горим

Часть… Честь… «Не это» путается с этим

Порой фонарик правды не заметим,

За полуправду возблагодарим.

Все наши покаянья стоят грош,

И осуждения —  не выход.

Что ж делать? Не взыскуя выгод,

Судить себя. В себе.

Не пропадешь.

******************

 

….И все же я хочу, чтоб музыка лилась,

Ведь только дважды дух ликует:

Когда еще не существует нас

Когда уже не существует….

 

Давид Самойлов (1920-1990) –советский поэт и прозаик. Впервые опубликовался еще до войны. В 1941 добровольцем ушел на фронт, в 1945 закончил войну в Берлине. Был тяжело ранен.

 

«Сороковые роковые,

Свинцовые , пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!»….

 

Войну вспоминал часто – только на войне нежданная свобода как смерть была сладка. Он был человеком легким, воздушным и грациозным; любил женщин, любил рюмочку.    В своей книге «Перебирая наши даты» он писал: « …с 12 лет мучаюсь вопросом о смысле жизни. Нахожу только промежуточное решение — вино и женщины. Но и не стараюсь соврать….». Но за кажущейся беспечностью всегда была работа острого и философского ума.

 

Все реже думаю о том,

Кому понравлюсь, как понравлюсь.

Все чаще думаю о том,

Куда пойду, куда направлюсь.

 

Пусть те, кто каменно-тверды,

Своим всезнанием гордятся.

Стою. Потеряны следы.

Куда пойти? Куда податься?

 

Где путь меж добротой и злобой?

И где граничат свет и тьма?

И где он, этот мир особый

Успокоенья и ума?

 

Когда обманчивая внешность

Обескураживает всех,

Где эти мужество и нежность,

Вернейшие из наших вех?

 

И нет священной злобы, нет,

Не может быть священной злобы.

Зачем, губительный стилет,

Тебе уподобляют слово!

 

Кто прикасается к словам,

Не должен прикасаться к стали.

На верность добрым божествам

Не надо клясться на кинжале!

 

Отдай кинжал тому, кто слаб,

Чье слово лживо или слабо.

У нас иной и лад, и склад.

И все. И большего не надо.

***********************

 

Неужели всю жизнь надо маяться!

А потом

от тебя

останется —

Не горшок, не гудок, не подкова,-

Может, слово, может, полслова —

Что-то вроде сухого листочка,

Тень взлетевшего с крыши стрижа

И каких-нибудь полглоточка

Эликсира,

который — душа.

 

«Поэзия располагается между исповедью и проповедью, не являясь ни тем ни другим. Исповедь – выворачивание нутра с надеждой получить отпущение грехов. Проповедь – мнимое знание идеала. Поэзия – поступок….»

«Кончался «моцартовский» период жизни и творчества. Вольная, легкая, непринужденная поступь стиха и поступка еще была и длилась, но уже перестала нравиться. Не другим – себе. Неадекватность томила и предвещала  «начало новых перемен»

 

Осень. Уже улетели скворцы.

Ветер в деревьях звучит многострунно.

Грустно. Но именно в эти часы

Так хорошо, одиноко, безумно.