Вчера на концерте отчетливо прочувствовала, что живая музыка – хорошая медитация. Беспокойный ум перестал строить планы, куда-то спешить, вспоминать прошлое, жевать события сегодняшнего дня. Умиротворение и душевная гармония накрыли меня. Слушала молодую талантливую московскую скрипачку Елену Корженевич.

2 октября 1987 года

Елена Коженевич — лауреат 7 международных конкурсов.

Она очень вдохновенно поделилась своим  мироощущением  с ярославским зрителем.  Елена выступала в сопровождении Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра (дирижер Анатолий Оселков). Мне две вещи очень понравились:  М. Равель «Цыганка» — рапсодия для скрипки с оркестром и Э. Шоссон  Поэма для скрипки с оркестром. Музыку Шоссона я слушала впервые.

«Эрнест Шоссон написал очень мало чистой оркестровой музыки — всего четыре партитуры. Наиболее известной и исполняемой из них является Поэма для скрипки с оркестром, ор. 25 (1896 год), которая заняла прочное место в скрипичном репертуаре и вообще является на данный момент самым исполняемым произведением Шоссона. Она написана под впечатлением от повести И. Тургенева «Песнь торжествующей любви».

 

«Муций сыграл сперва несколько заунывных, по его словам, народных песен, странных и даже диких для итальянского слуха; звук металлических струн был жалобен и слаб. Но когда Муций начал последнюю песнь — этот самый звук внезапно окреп, затрепетал звонко и сильно; страстная мелодия полилась из-под широко проводимого смычка, полилась, красиво изгибаясь, как та змея, что покрывала своей кожей скрипичный верх; и таким огнем, такой торжествующей радостью сияла и горела эта мелодия, что и Фабию и Валерии стало жутко на сердце, и слезы выступили на глаза… а Муций, с наклоненной, прижатой к скрипке головою, с побледневшими щеками, с бровями, сдвинутыми в одну черту, казался еще сосредоточенней и важней — и алмаз на конце смычка бросал на ходу лучистые искры, как бы тоже зажженный огнем той дивной песни. Когда же Муций кончил — и все еще крепко стискивая скрипку между подбородком и плечом, уронил руку, державшую смычок. «Что это такое? Что ты нам сыграл?» — воскликнул Фабий. Валерия не промолвила ни слова — но, казалось, все ее существо повторило вопрос ее мужа. Муций положил скрипку на стол — и, слегка встряхнув волосами, с вежливой улыбкой промолвил: «Это? Эту мелодию… эту песнь я услышал раз на острове Цейлоне. Эта песнь слывет там, между народом, песнью счастливой, удовлетворенной любви». (Иван Тургенев отрывок из повести «Песнь торжествующей любви»)

 

Спасибо Ярославской филармонии еще за одно знакомство с молодым талантливым исполнителем. Спасибо Елене Корженевич за подаренные минуты радости и осознание красоты жизни.