У меня отрицательное отношение к войне, поэтому книга Великие художники «Василий Верещагин» простояла в книжном шкафу почти 10 лет не востребованной.  7 марта 2018 года в Москве в Третьяковской галерее открылась выставка картин Василия Верещагина, где представлено более 500 произведений художника.

Василий Васильевич Верещагин — русский художник-баталист, путешественник, исследователь-этнограф, писатель, офицер.

26 10 1842 — 13 04 1904.

Беру и читаю книгу о Василии Васильевиче Верещагине. И меня вновь поражают не его полотна, а он сам как человек.  В 8 лет отданный в обучение в кадетский корпус, за десять лет приезжавший в родительский дом только на летние каникулы, он рос эгоцентричным, вспыльчивым, самоуверенным и жестким, но очень целеустремленным и способным к наукам.

«Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным», — Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.

«Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни — в Москве. Предпринимает длительные путешествия — на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, — в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, «бывалый человек», привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе»

«Участие в боевых походах сложило у художника собственное видение войны, отношение к смерти простых солдат. Его картины наполнены особой философией и критическим отношением к войне. Подобный стиль часто приводил к критике его картин, и даже осуждению художника императором и его окружением»

Какие бы критические суждения ни высказывали о Верещагине современники, не возникало сомнений, что в его лице русское искусство имеет одного из самых самобытных своих деятелей.

В феврале 1904-го он отправился на Дальний Восток, чтобы участвовать в Русско-японской войне и запечатлеть сцены разгоревшегося пламени военного конфликта. Однако не успел написать ни одной батальной картины… Верещагин погиб при взрыве флагманского корабля «Петропавловск» в Порт-Артуре 31 марта (13 апреля) 1904 года»

 

 

Апофеоз войны. 1871.

Тамерлан  на местах сражений оставлял своего рода монументы:сложенные в пирамиды черепа убитых воинов — и своих, и чужих.  На раме полотна до сих пор имеется надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим»

Двери Тимура (Тамерлана). 1871-1872.

Дверь в гробницу грозного завоевателя четырнадцатого века.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876.

Побежденные. Панихида.1878-1879.

 

После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881.

Ледник на дороге из Кашмира в Ладакх. 1875.