Четыре великих поэта разных национальностей и разных эпох родились в один день 28 ноября  — Уильям Блейк, Александр Блок, Стефан Цвейг, Константин Симонов.

С точки зрения астрологии положение планет в момент рождения человека определяют его судьбу и характер. В день рождения этих гениев: Солнце находилось в Скорпионе (сильный характер, склонность к риску, упорство, язвительность речи), Меркурий – в Скорпионе (подозрительность, проницательность, получение скрытых знаний, критичность, храбрость),Венера – в Стрельце (материальный успех, , интерес к философии, конфликт духовного и материального, трудный характер)

Анализируя жизнь и творчество этих творцов, я пыталась отыскать наличие черт, предсказанных планетами.

Уильям Блейк

William_Blake_by_Thomas_Phillips

Уильям Блейк — английский поэт, художник, мистик

28 11 1757 — 12 08 1827

Творчество Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818–1825; «Божественную комедию» Данте, 1825–1827 и другие произведения) отличается изысканностью и необычностью  работ живописца.  Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение. Духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года. «Перед самой смертью его лицо, точно, светилось блаженным светом, и он, словно одержимый стал петь о тех вещах, которые он будто бы видел в раю».

Современники не оценили Блейка ни как поэта, ни как художника, называя его «безумцем»

В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

 

Я встал, когда редела ночь.

— Поди ты прочь! Поди ты прочь!

О чем ты молишься, поклоны

Кладя пред капищем Мамоны?

 

Я был немало удивлен.

Я думал, — это божий трон.

Всего хватает мне, но мало

В кармане звонкого металла.

 

Есть у меня богатство дум,

Восторги духа, здравый ум,

Жена любимая со мною.

Но беден я казной земною.

 

Я перед богом день и ночь.

С меня он глаз не сводит прочь.

Но дьявол тоже неотлучен:

Мой кошелек ему поручен.

 

Он мой невольный казначей.

Я ел бы пищу богачей,

Когда бы стал ему молиться.

Я не хочу, а дьявол злится.

 

Итак, не быть мне богачом.

К чему ж молиться и о чем?

Желаний у меня немного,

И за других молю я бога.

 

Пускай дает мне злобный черт

Одежды, пищи худший сорт, —

Мне и в нужде живется славно…

А все же, черт, служи исправно!

(перевод Маршака)

blake

Эпохим и Создание Адама. 1795.

pesniraz

Песни невинности. 1789.

 

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность

И небо — в чашечке цветка…

(Перевод Маршака)

 

 

 

Александр Блок

 

blok

Александр Александрович Блок

28 11 1880 -07 08 1921

Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом. Это есть отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма.

Октябрьскую революцию,  которую Блок принял сначала восторженно, он пытался осмыслить в поэме «Двеннадцать».  «Двенадцать» — ироническая вещь. Она написана даже не частушечным стилем, она сделана «блатным» стилем. Стилем уличного куплета…»

Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью.

 

Грешить бесстыдно, беспробудно…

 

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

 

Три раза поклониться долу,

Семь — осенить себя крестом,

Тайком к заплеванному полу

Горячим прикоснуться лбом.

 

Кладя в тарелку грошик медный,

Три, да еще семь раз подряд

Поцеловать столетний, бедный

И зацелованный оклад.

 

А воротясь домой, обмерить

На тот же грош кого-нибудь,

И пса голодного от двери,

Икнув, ногою отпихнуть.

 

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

 

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне…

Да, и такой, моя Россия,

Ты свех краев дороже мне.

 

Умирая Блок уничтожил многие свои бумаги, тяжело бредил, был оставлен друзьями.

 

Последнее напутствие

 

Боль проходит понемногу,

Не навек она дана.

Есть конец мятежным стонам.

Злую муку и тревогу

Побеждает тишина.

 

Ты смежил больные вежды,

Ты не ждешь — она вошла.

Вот она — с хрустальным звоном

Преисполнила надежды,

Светлым кругом обвела.

 

Слышишь ты сквозь боль мучений,

Точно друг твой, старый друг,

Тронул сердце нежной скрипкой?

Точно легких сновидений

Быстрый рой домчался вдруг?

 

Это — легкий образ рая,

Это — милая твоя.

Ляг на смертный одр с улыбкой,

Тихо грезить, замыкая

Круг постылый бытия.

 

Протянуться без желаний,

Улыбнуться навсегда,

Чтоб в последний раз проплыли

Мимо, сонно, как в тумане,

Люди, зданья, города…

 

Чтобы звуки, чуть тревожа

Легкой музыкой земли,

Прозвучали, потомили

Над последним миром ложа

И в иное увлекли…

 

Лесть, коварство, слава, злато —

Мимо, мимо, навсегда…

Человеческая тупость —

Всё, что мучило когда-то,

Забавляло иногда…

 

И опять — коварство, слава,

Злато, лесть, всему венец —

Человеческая глупость,

Безысходна, величава,

Бесконечна… Что ж, конец?

 

Нет… еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты в овсе…

 

А когда пройдет всё мимо,

Чем тревожила земля,

Та, кого любил ты много,

Поведет рукой любимой

В Елисейские поля.

………………………………………….

 

 

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века —

Все будет так. Исхода нет.

 

Умрешь — начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

 

 

 

Стефан Цвейг

 

Stefan_Zweig

Стефан Цвейг — австрийский писатель, критик

28 11 1881 — 23 02 1942

Есть странная логика в том,  жестом отчаяния завершилась жизнь человека, казавшегося современникам баловнем судьбы, любимцем богов, счастливцем, везунчиком, родившимся «с серебряной ложкой во рту». Родился в Вене в богатой, интеллигентной еврейской семье, изучал философию в Венском университете, в 19 – издал за свой счет сборник стихов «Серебряные струны». Успех пришел мгновенно: стихи понравились самому Рильке.

Но новеллы сделали Цвейга популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть; а также  сборник исторических миниатюр «Звездные часы человечества», биографические очерки, собранные в цикл «Строители мира». Цвейг считал, что каждому человеку присуще некое врожденное, «демоническое» начало, которое гонит его за пределы собственной личности, «к опасности, к неведомому, к риску». Именно этот прорыв опасной – или возвышенной – части нашей души он и любил изображать.

Кроме новелл  мне нравятся у него: «Нетерпение сердца» и исторический роман «Мария Стюарт»

Еще гимназистом, в 15 лет Цвейг начал собирать автографы писателей и композиторов. Позднее это хобби стало его страстью, ему принадлежало одно из лучших в мире собраний рукописей, включавшее страницы, написанные рукой Леонардо, Наполеона, Бальзака, Моцарта, Баха, Ницше, личные вещи Гете и Бетховена. Одних каталогов насчитывалось — не меньше 4 тысяч.

 

«Чем добросовестнее изучаешь источники, тем с большей грустью убеждаешься в сомнительности всякого исторического свидетельства … ни тщательно удостоверенная давность документа, ни его архивная подлинность еще не гарантируют его надежности и человеческой правдивости» (Стефан Цвейг)

В 1934 году с приходом  Гитлера к власти Цвейг покидает Австрию

23 февраля 1942 года в Бразилии Цвейг и его жена приняли смертельную дозу снотворного

В прощальном письме Цвейга было сказано: «После шестидесяти требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Мои же силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью — личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше их»

 

 

Константин Симонов

 

simonov

Константин Михайлович Симонов — русский советский писатель ипоэт

28 11 1915 — 28 08 1979

Родился в Петрограде, окончил Литературный институт им. Горького.  В 1938 году появляются в печати его первые стихи. В Великую отечественную войну воевал, побывал на всех фронтах, дойдя до Берлина, по окончании войны получил звание полковника.

В войну он говорил, что думал и чувствовал – это было четыре года настоящей жизни. Все, что было после войны – трагедия судьбы, когда он слишком ревностно выполнял волю высоких партийных инстанций.

Но поэт он был народный. Его стих, лишенный метафоры, воспринимается как речь и идет от сердца к сердцу. Не зря стихотворение «Жди меня» солдаты переписывали и посылали любимым как свое. Константин Симонов – это особое явление литературы.

Если бог нас своим могуществом

После смерти отправит в рай,

Что мне делать с земным имуществом,

Если скажет он: выбирай?

 

Мне не надо в раю тоскующей,

Чтоб покорно за мною шла,

Я бы взял с собой в рай такую же,

Что на грешной земле жила,-

 

Злую, ветреную, колючую,

Хоть ненадолго, да мою!

Ту, что нас на земле помучила

И не даст нам скучать в раю.

 

В рай, наверно, таких отчаянных

Мало кто приведёт с собой,

Будут праведники нечаянно

Там подглядывать за тобой.

 

Взял бы в рай с собой расстояния,

Чтобы мучиться от разлук,

Чтобы помнить при расставании

Боль сведённых на шее рук.

 

Взял бы в рай с собой всё опасности,

Чтоб вернее меня ждала,

Чтобы глаз своих синей ясности

Дома трусу не отдала.

 

Взял бы в рай с собой друга верного,

Чтобы было с кем пировать,

И врага, чтоб в минуту скверную

По-земному с ним враждовать.

 

Ни любви, ни тоски, ни жалости,

Даже курского соловья,

Никакой, самой малой малости

На земле бы не бросил я.

 

Даже смерть, если б было мыслимо,

Я б на землю не отпустил,

Всё, что к нам на земле причислено,

В рай с собою бы захватил.

 

И за эти земные корысти,

Удивлённо меня кляня,

Я уверен, что бог бы вскорости

Вновь на землю столкнул меня.

 

Сегодня  Константину Симонову отмечаем 100 лет со дня рождения!