29 июня – день рождения Антуана де Сент-Экзюпери – французского писателя, отважного летчика, поэта и философа.

Антуан де Сент-Экзюпери Автобус старый довезёт меня

29 06 1900 — 31 07 1944

 

Антуан де Сент-Экзюпери

(от первого лица)

 

Автобус старый довезёт меня…

Короткий взлёт, земля внизу осталась.

Я молод и влюблён, и мне досталось –

Жить, постигая — ремесло, себя.

 

Мистраль попутный нас перенесёт,

От Малаги, наверно, до Танжера.

Мотор поёт. Как вызвездило небо.

А кто-то там не спит и писем ждёт.

 

Ещё мои друзья вокруг меня,

И рация им весточки приносит.

Судьба их далеко порой заносит,

Ведь почту нам доверили не зря.

 

С рассветом будут гаснуть маяки,

И свет дневной зальёт аэродромы,

А звёзды разбредутся по знакомым,

И вспомнится вдруг домик у реки.

 

Как будет всё о том не рассказать –

Ни радио, ни утренней газете.

Как написать потом мне книги эти?

А может, их нельзя не написать?

 

… Друзья уйдут, один останусь я,

А время в книгах эхом сохраниться.

Мотор поёт, ещё полёт мой длится,

И изменить здесь ничего нельзя.

 

Его самолет нашли в Средиземном море через много лет после окончания войны. Ему было всего 44 года.  Но он не только красиво прожил свою короткую жизнь, но и оставил нам свою философию жизни, которая звучит во всех его произведениях: начиная с «Маленького принца», «Планеты людей» и заканчивая «Цитаделью».

Что бы понять, принять или не принять убеждения  этого мыслителя, кроме книг  Экзюпери, в помощь можно почитать статью Цендровского О.Ю. «Философия Антуана де Сент-Экзюпери».

 

«Прежде всего, требуется признать: «вне пути и восхождения ничего не существует» [«Цитадель», с. 534]. Отказ от внешнего, метафизического смысла существования обращает все силы внимания и надежды на смысл внутренний, на реализацию изначальных, заложенных природой потенций. Центр ценностного притяжения переносится из вымышленного мира бытия в реальный мир становления, из целеориентированной деятельности на само движение и двигающегося, с результатов жизни (которые, в сущности, всегда иллюзорны, ибо обречены) на ее процесс.» (Цендровский ю.)

…Господи, не тоже ли и с возлюбленным моим врагом, с которым я становлюсь за одно, лишь возвысившись до следующей ступеньки? И поскольку он в точности такой же, как я, и идет ко мне на встречу, стремясь подняться на ступеньку более высокую. Исходя из нажитой мною мудрости, я сужу о справедливости. Он судит о справедливости. Исходя из своей. На взгляд они противоречат друг другу, противостоят и служат источниками войн между нами. Но и он, и я противоположными путями, протянув ладони, идем по силовым линиям к одному и тому же огню. И обретают наши ладони Тебя  одного Господи!… Ибо Ты, Господи, общая для нас мера. Ты – узел, что связал воедино несхожие деяния!» (Цитадель. Сент-Экзюпери)

«Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая‑либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе и не подозревал, значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека» [«Планета людей», с. 247 Сент-Экзюпери].

Эту общую для всех нас цель, полноту бытия, Экзюпери помещает в фокус философского внимания.

Вопрос, как отличить верную дорогу от ложной, а свое место от чужого. Экзюпери убежден, что каждый сам носит в себе путеводную звезду и нужно лишь разглядеть ее свет.

Всякий раз, вглядываясь в ночное звездное небо я вспоминаю и маленького принца, и большого писателя.

С днем Рождения!