Когда  у нас с мужем родились дети, я много читала литературы о воспитании, начиная с журнала «Семья и школа», книги Макаренко, Сухомлинского и других мудрых  людей.

А.И. Герцен «Умом и сердцем»:

«… Стремление наше переделать детей по своему образу и подобию часто вызывает борьбу, причиняющую ненужные огорчения и детям и родителям, потому что она чаще всего не ведет ни к чему. Натуры не переломишь. Да, в сущности, ломать ее и не к чему. Слишком узко думать, что то, что дало нам удовольствие и счастье, способно осчастливить всякого. Счастье – вещь индивидуальная, и оно возможно только при условии, что человек остается самим собой. В индивидуальности же и залог талантливости…»

 

А.С. Макаренко:

«… Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это для ребенка имеет большое значение…»

 

С. Соловейчик « Учение с увлечением»:

«… Не стоит слишком бояться неприятностей. Они ведь тоже составляют некоторую часть нашей жизни, они ведь наши, а нечужие, их надо переживать так же как и радости ,открыто…»

 

А. Куманев  «Раздумья о будущем»:

«… Мне представляется, что детей надо любить такими, какие они есть, что в детях в потенции заложено великое и что нужно доброжелательное терпение в создании лучшего…»

 

А сейчас от общих слов к конкретным советам  из книги «Под парусом через океан» Дончо и Юлии Папазовых, которые когда то  мне понравились —  как относиться к своим детям:

  1. Не воображать, что жертвуешь собой, растя детей.
  2. Надо относиться к детям серьезно – уважать их вкусы и мнения; не выражать досады, когда дети плачут.
  3. Стараться не бить и не наказывать детей, потому что  так мы их унижаем.
  4. Не срывать свое дурное настроение на детях.
  5. Позволять детям свободно и самостоятельно выбирать себе друзей.
  6. Не ждать от детей гениальности и не требовать, чтобы они сделали в жизни то. Что не удалось совершить нам.
  7. Сделать все, чтобы отделить детей от себя, когда они станут совершеннолетними.
  8. Не говорить с детьми утром. Задиристость и болтливость родителей могут травмировать ребенка.
  9. Не перегружать ребенка родительскими советами.
  10. Помните, что из всех видов наказаний, придуманных родителями, формула «извинись перед мамой за то, что ты ее обидел» (а в сущности за то, что она тебя нашлепала) самая обидная.
  11. Не следовать удобненькому методу воспитания при помощи поговорок типа: «родитель никогда не обманывает» (чистая ложь), «кто лучше знает ты или мама?». Это надежный способ подорвать доверие детей к нам.
  12. Не требовать от детей (настойчиво) уважения и благодарности.
  13. Не ущемлять самолюбия детей каким бы то ни было способом.
  14. Не делать детям формальных, набивших оскомину замечаний, подумать (три секунды), действительно ли нужно наложить запрет на тот или иной поступок ребенка.

 

 

 

«Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей» (Л.Н.Толстой)

 

Может быть кому-нибудь и пригодится?