Год литературы в Ярославле начался с Гончарова.

goncharov

Иван Александрович Гончаров — русский писатель

18 06 1812 -27 09 1891

Гончаров вошел в историю русской и мировой литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены  все стороны жизни русского общества 40-60-х годов XIX века – «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».  Подлинно поэтический язык Гончарова, его гениальное искусство создавать образы и типы, умение изображать малейшее движение души героев, пленительные картины русской природы – всегда будет привлекать читателя.

 

К открытию Года русской литературы на сцене Ярославского театра юного зрителя состоялся спектакль по мотивам романа Гончарова «Обыкновенная история». В зрительном зале собралась и культурная элита области и старшеклассники.  

005

Главный герой Александр Адуев в поместье своей матушки:

011

009

«Ему было двадцать лет. Жизнь от пелен ему улыбалась; мать лелеяла и баловала его, как балуют единственное чадо; нянька все пела ему над колыбелью, что он будет ходить в золоте и не знать горя; профессоры твердили, что он пойдет далеко, а по возвращении его домой ему улыбнулась дочь соседки. И старый кот, Васька, был к нему, кажется, ласковее, нежели к кому-нибудь в доме.

О горе, слезах, бедствиях он знал только по слуху, как знают о какой-нибудь заразе, которая не обнаружилась, но глухо где-то таится в народе. От этого будущее представлялось ему в радужном свете. Его что-то манило вдаль, но что именно — он не знал. Там мелькали обольстительные призраки, но он не мог разглядеть их; слышались смешанные звуки — то голос славы, то любви: все это приводило его в сладкий трепет»

Александр Адуев в Петербурге:

«Прежняя восторженность на лице Александра умерялась легким оттенком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу недоверчивости и, может быть, единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал все, что проносилось в глазах и в сердце Александра. Александр усвоил, наконец, и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Он не бросался всем на шею, особенно с тех пор, как человек, склонный к искренним излияниям, несмотря на предостережение дяди, обыграл его два раза, а человек с твердым характером и железной волей перебрал у него немало денег взаймы. И другие люди и случаи много помогли этому.

Вглядываясь в жизнь, вопрошая сердце, голову, он с ужасом видел, что ни там, ни сям не осталось ни одной мечты, ни одной розовой надежды: все уже было назади; туман рассеялся; перед ним разостлалась, как степь, голая действительность. Боже! какое необозримое пространство! какой скучный, безотрадный вид! Прошлое погибло, будущее уничтожено, счастья нет: все химера — а живи!»

Снова в деревню:

«Прощай, — говорил он, покачивая головой и хватаясь за свои жиденькие волосы, — прощай, город поддельных волос, вставных зубов, ваточных подражаний природе, круглых шляп, город учтивой спеси, искусственных чувств, безжизненной суматохи! Прощай, великолепная гробница глубоких, сильных, нежных и теплых движений души. Я здесь восемь лет стоял лицом к лицу с современною жизнью, но спиною к природе, и она отвернулась от меня: я утратил жизненные силы и состарелся в двадцать девять лет; а было время…»

В деревне:

«И что я здесь делаю? — с досадой говорил он, — за что вяну? Зачем гаснут мои дарования? Почему мне не блистать там своим трудом?.. Теперь я стал рассудительнее. Чем дядюшка лучше меня? Разве я не могу отыскать себе дороги? Ну, не удалось до сих пор, не за свое брался — что ж? опомнился теперь: пора, пора! Но как огорчит мой отъезд матушку! А между тем необходимо ехать; нельзя же погибнуть здесь! Там тот и другой — все вышли в люди… А моя карьера, а фортуна?.. я только один отстал… да за что же? да почему же?» Он метался от тоски и не знал, как сказать матери о намерении ехать.  Но мать вскоре избавила его от этого труда: она умерла.»

И снова Петербург:

«Да! — продолжал Петр Иваныч, — в тридцать с небольшим лет — коллежский советник, хорошее казенное содержание, посторонними трудами зарабатываешь много денег, да еще во-время женишься на богатой… Да, Адуевы делают свое дело! Ты весь в меня, только недостает боли в пояснице…»

Вот она обыкновенная история!

 

О спектакле нет однозначного мнения. Сначала излишня суета на сцене, и некоторая упрощенность (можно сказать современность) речи и поведения  некоторых героев вызывали чувство неудобства. Но второе отделение спектакля, где восторженность Александра Адуева  сменилась страданиями, а позднее полным перерождением героя позволило отследить основную мысль произведения Гончарова. Как постепенно совершается, к сожалению, та обыкновенная истории, когда под влиянием общества (века) и трудностей, несоответствия жизни и мечтаний, и крушения юношеской влюбленности из романтика постепенно рождается расчетливый и эгоистичный человек, больше верящий в прагматизм и богатство.

5

 

Отдаю свою симпатию Илье Богатыреву – исполнителю роли Александра Адуева