Сегодня день рождения Всеволода Иванова

 

Всеволод Вячеславович Иванов — русский, советский писатель и драматург

24 02 1895 — 15 08 1963

Я в 1964 году окончила школу, писатель умер  в 1963.Как-то так получилось, что я вообще ничего не знала о нем и ничего у него не читала. Сегодня впервые услышала о Всеволоде Иванове на канале Культура.  Кем только он ни был (и наборщиком в типографии, и матросом, и грузчиком, и  цирковым клоуном, был эсером, большевиком, бойцом красной армии, не раз находился на волоске от смерти). Любопытно стало — прочитала очень глубокую, интересную статью литературоведа Ольги Григорьевой  «По следам факира Сиволота» и  рассказ Всеволода Иванова «Дите». Ну,  просто не могу не предложить вам познакомиться с необычной судьбой этой удивительной личности. Прочтите эту статью.

Об  Иванове установилось мнение как о  бытописателе сибирских и монгольских окраин. Его  «Партизаны», «Бронепоезд», «Голубые пески»  и  «Берег» происходят по ту сторону Урала и отражают не европейскую Россию, а азиатскую.

«Есть блистательный рассказ Всеволода Иванова «Дите». Это  добрые люди, понимающие, кого надо и кого не надо ненавидеть. Они и очень добрые и  очень злые.  Старое в них существует неоправданным:  это и есть сущность рассказа, конфликт которого очень горек. Мы строим будущее, стоя по колено в  грязи. И об этом рассказал в своих книгах Всеволод… Страшно  иногда бывает, но надо жить для завтрашнего дня». (В. Шкловский. Жили-были. М., 1966, с. 422-423).

 

Вот отрывки из рассказа «Дите» для того, чтобы вы почувствовали необычность повествования и речи:

 

«Померли краснооколышные. Сидят плечо в плечо, головы назад откинуты, а один из умерших — женщина. Волоса распались, в пыли — наполовину — желтые и черные, а гимнастерка солдатская приподнята высоко женской грудью.

— Чудно,— сказал Древесинин. — сама виновата, не надевай фуражку. Кому бабу убивать охота?.. Бабы нужны обществу»

«Под передком среди прочего «народного имущества» в плетеной китайской корзинке лежал белоглазенький и белоголовенький ребенок. В ручонке у него угол коричневого одеяльца зажат. Грудной, маленький, пищит слегка»

«Подошли партизаны, осматривают…

Пахнет от них бараньим жиром — от скуки ели много, и одежда высалилась. Скуластые, с мягкими тонкими губами — донских станиц; с длинным черным волосом, темнолицые — известковых рудников. И у всех кривые, как дуги, ноги и гортанные степные голоса»

«— Нельзя хрисьянскому пареньку, как животине пропадать. Отец-то, скажем, буржуй, а дите — как? Невинно.

Согласились мужики»

 

«Эх, пески вы монгольские, нерадостные! Эх, камень — горюнь синий, руки глубокоземные, злые!»

«- По-твоему — русскому человеку пропадать там из-за какова-то немаканова… Пропадать Ваське-то… моему?..

Посмотрели на Ваську — лежал белый, худенький. Муторно стало мужикам.

Сказал Селиванов Афанасию Петровичу:

— А ты его… того… пущай, бог с ним, умрет… киргизенка-то. Мало их перебили, к одному… ответу…Поглядели мужики на Ваську и разошлись молча. Взял киргизенка Афанасий Петрович, завернул в рваный мешок. Завыла мать. Ударил ее слегка в зубы Афанасий Петрович и пошел из стана в степь…

 

«Дня через два стояли мужики у палатки на цыпочках и чрез плечи друг друга заглядывали вовнутрь, где на кошме киргизка кормила белое дитё.

Было у киргизки покорное лицо с узкими, как зерна овса, глазами; фаевый фиолетовый кафтан и сафьяновые ичиги-сапожки.

Било дитё личиком в грудь, сучило ручонками по кафтану, а ноги мотались смешно и неуклюже, точно он прыгал.

С могучим хохотом глядели мужики.

И нежней всех Афанасий Петрович. Швыркая носом, плаксиво говорил он:

— Ишь, кроет!..

 

А за холщевой палаткой бежали неизвестно куда: лога, скалы, степь, чужая Монголия.

Незнамо куда бежала Монголия — зверь дикий и нерадостный.»

 

От прочтения рассказа осталась в душе моей необозримая печаль.

 

Всеволод  Иванов писал стихи-самокладки. Вот одно из его юношеских стихотворений:

 

На улице пыль и ветер,

И треск колокольного звона.

Одно только я заметил —

Пронесли Чудотворную икону.

Две старушки, перекрестясь,

Оправили полушалки.

Город наш, — нищенский князь, —

Смотрит печально и жалко.

Мне ли в краю чужом

Верить вчерашнему сну?

Я же давно пробужден.

Я же противлюсь ему!”

 

Всеволод Вячеславович  много думал о восточных сутрах (стихотворениях-афоризмах), даже собирался проанализировать их в специальном труде.

Одна из любимых его сутр вопрошает: “Что являет собой смерть — начало или конец? Можно ведь земное обличие человека рассматривать как куколку, из которой выпорхнет (при смерти) душа-бабочка…»

Так что же такое человек? Что такое душа?